Анастасия Ивановна

КАРЛОВА

Ведущий научный сотрудник

отдела новейших течений Русского музея,

кандидат культурологии, искусствовед

Здесь вы найдете список основных тем моих лекций и экскурсий. Они читались в разные годы в рамках курсов лекций и циклов встреч в Русском музее, в Санкт-Петербургском государственном университете, Университете Ювяскюля (Финляндия), галерейных пространствах Санкт-Петербурга и т.д. Некоторые из них можно посмотреть по ссылкам:

Кураторская экскурсия по выставке "Поколение тридцатилетних..." в Русском музее (апрель 2021 года).

Онлайн-лекция "Интернет-культура и художники" в Русском музее (январь 2021 года).

 

Если вы хотите пригласить меня прочитать лекцию онлайн или офлайн, напишите, пожалуйста, по email или в соцсетях (см. раздел КОНТАКТЫ).

 

ЭКСКУРСИИ

 

Коллекция Музея Людвига в Русском музее. Экскурсия посвящена знакомству с уникальным собранием международного искусства второй половины ХХ века, подаренным четой немецких коллекционеров Петером и Ирэне Людвиг Русскому музею в 1995 году. Американский поп-арт и немецкий неоэкспрессионизм; международный фотореализм и советский нонконформизм, - эти и другие напрвления представлены произведениями ведущих мировых художников. Коллекция демонстрируется на постоянной экспозиции Мраморного дворца (Миллионная ул., 5).

 

Авангард в Русском музее. Коллекция искусства авангарда в Русском музее представлена на постоянной экспозиции Корпуса Бенуа Русского музея (наб. канала Грибоедова, 2). Это уникальное собрание включает произведения К. Малевича, В. Кандинского, О. Розановой, М. Ларионова, Н. Гончаровой и др. На экскурсии особое внимание уделяется понятиям "абстрактное искусство", "супрематизм", "авангард". Проводятся сопоставления с мировыми явлениями художественного процесса. 

 

Русский музей: обзорная экскурсия. Экскурсия посвящена знакомству с обширным собранием Русского музея (Инженерная ул., 4). За полтора часа зрители получают представление о развитии отечественного искусства от средневековой иконописи до творческих поисков художников рубежа ХIХ-ХХ веков.  

 

ЛЕКЦИИ

 

О ПЕТЕРБУРГСКОМ ИСКУССТВЕ:

 

Петербургское искусство 1990-х годов. Выставочная история Русского музея. На лекции особое внимание уделяется деятельности отдела новейших течений Русского музея, обощается опыт его практической работы на основе музейных каталогов первых экспериментальных выставок, ставших сегодня библиографической редкостью. Лекция впервые была прочитана в Лектории Русского музея в 2012 году. См. статью по ссылке.

 

Формирование арт-истэблишмента в петербургском искустве 2000-х годов. Галереи, конкурсы, проекты. Лекция посвящена творчеству молодых художников Петербурга 2000-х годов. Это период становления арт-истэблишмента: появляется система галерей, музеев, художественных премий, арт-критики. Особое внимание уделяется работе Русского музея в области репрезентации современного искусства. Лекция впервые была прочитана в Лектории Русского музея в 2012 году.

 

Новое поколение петербургских художников 2010-х годов: в поисках ускользающей реальности. В 2010-е годы новое поколение молодых художников заявило о себе на арт-сцене горорда. В их работах сочетаются предельная открытость, вплоть до шокирующей интимности, и холодная отстраненность цифровых технологий. Лекция сопровождается подробным визуальным рядом. См. статью по ссылке.

 

Петербургское искусство начала 2020-х годов...  Пандемия катализировала процесс всеобщей цифровизации. Новый всплеск популярности переживают цифровое искусство и сайнс-арт. Лекция посвящена разговору об основных тенденциях развития петербургского искусства начала десятилетия: в 2020 и 2021 годах.

 

Arts of St. Petersburg. 1990s - 2000s. Цикл из 4 лекций о петербургском искусстве на английском языке впервые прочитан в Университете Ювяскюля (Финляндия) в 2013 году. См. фрагмент видеозаписи лекции по ссылке и фрагмент презентации к лекции по ссылке.

 

Интернет-культура и художники. Основное внимание на лекции уделяется искусству петербургских художников. Лекция впервые читалась для Мультимедиа Центра Русского музея в 2020 году и включала дискуссию с художниками. См. ссылку на видеолекцию.

 

ОБ ИСКУССТВЕ XX-XXI ВЕКА:

 

Фигуративная линия в современном российском искусстве. Лекция посвящена отечественному искусству 1990-х - 2010-х годов. См. статью по ссылке.

 

Абстрактное искусство 1910-х – 1930-х годов: русский авангард в международном контексте. Лекция посвящена одному из самых ярких периодов в истории мирового искусства: периоду зарождения и расцвета абстракционизма. Особое внимание уделяется творчеству Казимира Малевича и Василия Кандинского, ставших родоначальниками направления, подробно рассматриваются понятия "абстрактное искусство", "супрематизм", "авангард", "лучизм", "орфизм" и др. Лекция сопровождается подробным визуальным рядом.

 

Абстрактное искусство в 1940-е – 1970-е годы: от абстрактного экспрессионизма до минимализма. Абстрактное искусство в послевоенный период становится ключевым направлением на европейской и американской арт-сцене и сохраняет свое доминирующее положение вплоть до начала 1960-х годов, а затем получает развитие в форме целого ряда направлений, самыми яркими из которых стали минимализм и постминимализм. В отечественном искусстве абстракция развивается в рамках движения нон-конформистов в этот период.

 

Абстрактное искусство в 1970-е – 2010-е годы: от эксперимента к традиции. На лекции рассматривается творчество отечественных и международных художников, работающих в абстрактном направлении. Особенностью периода становится институциализация абстрактного искусства, которое обретает собственную историю и традицию. 

 

Искусство авангарда из коллекции Русского музея. Уникальное собрание искусства авангарда в Русском музее включает произведения К. Малевича, В. Кандинского, О. Розановой, М. Ларионова, Н. Гончаровой и др. На лекции особое внимание уделяется понятиям "абстрактное искусство", "супрематизм", "авангард". Проводятся сопоставления с мировыми явлениями художественного процесса. 

 

Советское искусство 1920-х - 1930-х годов: от авангарда к социалистическому реализму. Лекция строится на материале коллекции Русского музея. Особое внимание уделяется художественным объединениям периода (АХРР, "Круг художников" и др.), а также работам К. Петрова-Водкина, А. Герасимова. Искусство 1920-х - 1930-х годов рассматривается в контексте ключевых исторических событий периода. 

 

Советское искусство 1930-х - 1950-х годов: социалистический реализм. Особое внимание уделяется изобразительному искусству довоенного Ленинграда. Период расцвета социалистического реализма рассматривается на примере произведений из коллекции Руссского музея.

 

Зарождение неофициального искусства в конце 1940-х - 1950-е годы. Особое внимание уделяется творчеству художников Арефьевского круга и Лианозовской школы. 

 

Искусство советского нонконформизма в контексте международного арт-процесса 1960-х - 1980-х годов. Рассматривается творчество Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга, Эдуарда Штейнберга, Эрика Булатова, Ильи Кабакова и др.

 

Российское искусство 1990-х - 2010-х годов в собрании отдела новейших течений Русского музея. На лекции особое внимание уделяется ключевым работам из собрания отдела новейших течений Русского музея, а также прослеживается история комплектования коллекции.

 

Современное искусство в музеях Нью-Йорка. Основное внимание на лекции уделяется коллекциям современного искусства музея Метрополитен, МоМА, музея Гуггенхайма. По материалам длительной стажировки в Нью-Йорке в 2007 году (на базе Музея современного искусства МоМА). Впервые лекция была прочитана в Лектории Русского музея в 2007 году в рамках цикла "Современное искусство в музеях мира". См. статью по ссылке.

 

Современное искусство в музеях Берлина. На лекции рассматриваются коллекции искусства ХХ - начала XXI века Новой Национальной галереи и Гамбургского вокзала - Музея современности. Впервые лекция была прочитана в Лектории Русского музея в 2007 году в рамках цикла "Современное искусство в музеях мира".

 

Современное искусство в музеях Парижа. На лекции основное внимание уделяется коллекциям Центра Помпиду, Музея города Парижа, музея Пикассо. Впервые лекция была прочитана в Лектории Русского музея в 2007 году в рамках цикла "Современное искусство в музеях мира". См. статью о Центре Помпиду по ссылке.

 

Современное искусство в музеях Лондона. Основное внимание уделяется коллекции галереи Тейт Модерн и ее экспозиционной концепции. Впервые лекция была прочитана в Лектории Русского музея в 2007 году в рамках цикла "Современное искусство в музеях мира".

 

Современное искусство в музеях Людвига. Из двенадцати музеев, созданных  Петером и Ирэной Людвиг, семь посвящены современному искусству. Это музеи в Кельне, Ахене, Вене, Будапеште, Санкт-Петербурге. На лекции рассматриваются шедевры из этих собраний, в том числе произведения русского авангарда.  См. статью.    

 

О МУЗЕЯХ:

 

Комплекование коллекций Русского музея. Современное искусство. Коллекция Русского музея пополняется ежегодно, главную роль в этом процессе играют дары коллекционеров и художников. Собрание современного искуссства сравнительно молодое: отдел новейших течений возник на рубеже 1980-х - 1990-х годов. На лекции особое внимание уделяется особенностям фондовой работы, рассматриваются понятия "аттрибуция" и "экспертиза", обсуждается специфика организации системы учета и хранения музейных предметов. Лекция сопровождается иллюстративным материалом, в том числе демонстрируются последние поступления в фонды.     

 

Система музеев Людвига - открытый проект. Лекция посвящена международной системе музеев, которые были основаны немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг в разных городах мира: Кельне, Вене, Пекине, Будапеште, Санкт-Петербурге и т.д. См. статью.

 

Авторский курс лекций "История музеев мира" (16 лекций) читался для студентов 3 курса кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ с 2007 по 2016 год. Его основной целью является формирование у студентов целостного представления об истории возникновения и становления современных музеев разных типов и профилей; о различных аспектах их деятельности; о составе коллекций и их культурной ценности. Курс посвящен музеям Европы и США и строится по географическому принципу: на каждой лекции рассматривается музейное дело отдельной страны. Программа (см. ссылку) включает лекции, дискуссии, написание эссе, письменные тесты, устные опросы, доклады студентов, итоговый экзамена. Курс был отмечен наградой Благотворительного фонда Владимира Потанина в 2013 году. См. фрагмент презентации к одной из лекций по ссылке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Лекции и экскурсии